вторник, 18 декабря 2012 г.

"Пилигримы" (рассказ)



   Фёдор Викторович и сам не понял, как попал на это мероприятие. Нет, формально его уговорила жена. Она у него любительница «прикоснуться к прекрасному и таинственному». А тут предлагался полный комплект: встреча с дамой, совершившей паломническую поездку по святыням Православной церкви в Земле Обетованной. Да ещё с многочисленными фотоиллюстрациями! Это же просто праздник! Притом как для любителей экзотики дальних стран, так и для трепетно верующих.
   Но дело в том, что сам Фёдор ни к тем, ни к другим себя не относил. В бытность свою на военной службе он побывал в экзотических местах Африки и Азии, когда они становились «горячими точками». И многое там повидал с той изнанки, которую не принято выставлять напоказ бесчисленным туристам. Так что на сегодняшний день он уже утратил всяческие романтические иллюзии и верил только в себя, свои силы и возможности. Видимо потому и вышел в отставку с началом эпохи перемен. А, может быть,  начальство заметило, что в дополнение к лозунгу «Выполнить приказ любой ценой!» у него стала проскальзывать менее патетическая фраза «И постарайтесь сберечь себя». Ибо знал он, каково терять, быть брошенным и смотреть в глаза недождавшимся. Впрочем, это всё осталось где-то в прошлом. А сейчас он слушал восторженный рассказ незнакомой женщины, описывающей и показывающей на большом экране библейские святыни.
   Сначала в душе Фёдора преобладал скептицизм. Он всё выискивал несоответствия, несостыковки и подтасовки фактов. Как-то даже прямо спросил: «А как узнать, что именно на этом камне молился Иисус?» На что рассказчица не смутилась и ответила, что свидетелей, конечно же, не осталось. А потому – это вопрос личной веры. Кто ищет духовной опоры в жизни – обязательно её найдёт. Как и тот, кто живёт, снедаемый недоверием, – тоже найдёт к нему причины. Фёдор даже немного обиделся, но потом вынужден был признать, что она права.
   А недавняя паломница продолжала приобщать слушателей и зрителей к культурно-историческому наследию человечества. И евангельские события незримо наполняли небольшую аудиторию. Будто и не было двух тысяч лет. Словно это была обычная лекция о положении на ближнем востоке, притом, о событиях буквально вчерашних. Вот оно – место Благовещения. А здесь ангел явился пастухам. А вот то место, где Иоанн крестил Спасителя. Рассказчица не скупилась на подробности. Потому и на демонстрируемых фотографиях собравшиеся могли увидеть не только храмы и святыни, но и пейзажи со скудной растительностью, и жилые кварталы восточных городов, и песчаную бурю, превращавшую небо в матовый купол, и солдат на контрольно-пропускных пунктах, и арабские надписи на стенах.
   И тут Фёдора перетряхнуло. Нет, это был не религиозный экстаз. Совсем другое. Он с какого-то момента провалился в своё прошлое на десятки лет. В Израиле он не бывал. Но оливковые рощи, банановые побеги, финиковые пальмы, арабы с автоматами, простреленные дорожные указатели, да и сама красноватая выжженная палящим солнцем земля казались знакомыми. И перед его взором стали всплывать похожие картины. Сирия, Египет, Ангола, Афганистан. Словно в его с детства любимых задачках для досуга «найди десять отличий». И отличий было мало. А ведь столько лет прошло…
   И с этого момента он совершенно иначе стал слушать рассказ и смотреть фотографии. Да, это всё действительно могло произойти. Ведь в чем, собственно, отличия? В названии городов, стран, империй? В вооружении солдат? Но ведь люди, как и порождаемые ими верования, интриги были и, видимо, остаются прежними. Как и отношение к власти, к инакомыслящим. Как и смятение в рядах, лишившихся предводителя. Как и бюрократическая переписка между чиновниками. Как и кровопролития за обладание призрачным символом. Как и суеверный страх возмездия за творимые бесчинства или поругание чужих святынь. Фёдор теперь слушал вовсе не библейские сказания, а донесение о положении на соседнем участке вооружённого конфликта. И сопереживал проповедникам, за муки причисленным к лику святых, так же, как бойцам из другой команды быстрого реагирования, воевавшим за великую идею. А откуда отдавали приказ – из Горнего Мира или же из Генерального штаба – это и есть отличие. И припомнились ситуации, когда, вернувшись из очередной тяжёлой командировки, ребята говорили: «чудом выбрались». И с готовностью верилось в то, что всесильные ангелы, сопровождавшие великомучеников, получали обыденный приказ от Вседержителя: наблюдать, но присутствия не обнаруживать и в бой не вступать. И исполняли. И так творилась История. И Фёдор принял даже эти неведомые силы. Как своих. Как равных.
   А рассказ продолжался. И вот им уже представляли места, где Диавол искушал Христа. А Иисус парировал все провокационные предложения. Вот такая проверка для избранных! И тут Искуситель рода человеческого предстал перед Фёдором сотрудником особого отдела, призванным отобрать для важного и сверхсекретного задания самого надёжного бойца. Да и во всех остальных случаях призванного выявлять червоточинку в людских душах, собирая компромат ко Второму пришествию. И, конечно же, поставлен он самой что ни на есть высшей инстанцией, без ведома которой и волос с головы не упадёт. Чтобы каждому – крест по силам. И вспомнились бывшие сослуживцы, жестоко поплатившиеся за потворство искушениям и соблазнам.
   В этот момент кто-то из собравшихся задал вопрос: «А в чём, собственно, смысл столь дальних и дорогих поездок, пусть даже и по Святым местам?». Паломница улыбнулась, отвечая спокойно и просто: «Соприкасаясь с подобными святынями, мы можем по-иному понять самих себя. И не важно, где вы побывали. Важно то, что вы там поняли».

2 комментария:

  1. спасибо за приятные воспоминания!!! перечитывая, тоже погрузилась, как ты когда-то!!!

    ОтветитьУдалить